Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум» – одно из центральных ежегодных ИТ-мероприятий в Российской Федерации. Форум проводится с 2001 года, Инициаторами его проведения выступили Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации и Комитет Государственной Думы Российской Федерации по безопасности. Инфофорум стал первым отечественным мероприятием в сфере информационной безопасности и за время своего существования превратился в знаковое событие отрасли. Появление Инфофорума предопределило время, ведь, как известно, 21-й век – век информации. Россия нуждалась в новой дискуссионной площадке, способной консолидировать экспертное сообщество, бизнес и государство для определения направлений развития информационного общества и решения проблем информационной безопасности. Такой площадкой и стал Инфофорум. Всего лишь десятилетие назад проблематика информационной безопасности представляла интерес преимущественно для узкого круга специалистов. С развитием информационно-коммуникационных технологий вопросы информационной безопасности приобрели значение для массовой аудитории. Инфофорум из узкоспециального мероприятия превратился в масштабный всероссийский форум, в рамках которого проходит обсуждение широкого спектра технологических и гуманитарных проблем обеспечения информационной безопасности, вырабатываются предложения по формированию государственной политики в этой сфере, анализируется практика правоприменения, демонстрируются новые российские и зарубежные решения. Аудиторию Инфофорума составляют специалисты, работающие во всех отраслях экономики, представляющие органы федеральной и региональной власти, местного самоуправления, науку, образование, бизнес. Важный аспект деятельности Инфофорума – привлечение внимания широкой общественности к проблематике информационной безопасности и защиты информации. Так, Инфофорум является инициатором и организатором ежегодной Всероссийской акции «Информационная безопасность для всех», которая проходит при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Общественной Палаты РФ и при участии образовательных учреждений и других организаций из всех регионов России. Отличительной чертой деятельности Инфофорума является то, что с момента основания с нами активно сотрудничают как коммерческие компании, так и органы государственной власти, правоохранительные органы, силовые ведомства. Мероприятия Инфофорума проводятся при организационной поддержке Совета Безопасности РФ, Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы РФ, МИД России, ФСБ России, ФСТЭК России, Правительства Москвы и многих других федеральных и региональных ведомств. Среди партнеров Инфофорума – крупные российские и международные ИТ-компании: ГК Ростехнологии, Техносерв, КРОК, Ай-Теко, BCC, АйТи, Microsoft, IBM, Oracle, Huawei. Такое многостороннее сотрудничество, осуществляемое в рамках Инфофорума, предоставляет уникальную возможность для взаимодействия бизнеса и государства. Инфофорум дает представителям ИТ-сектора экономики возможность выйти со своими инициативами и предложениями на самый высокий уровень, а государству, в свою очередь, – быть в курсе последних ИТ-тенденций, понимать чем живет ИТ-бизнес в России, какие существуют проблемы, достижения и перспективы. По итогам мероприятий Инфофорума принимаются резолюции и другие итоговые документы, содержащие выводы и предложения по развитию отрасли информационной безопасности и ее законодательному регулированию. Рекомендации Инфофорума направляются в Правительство РФ, становятся основанием для предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты информации, персональных данных, доступа к информации, внедрения электронных сервисов для граждан. В ИНФОФОРУМЕ-2015 приняли участие 1200 участников из 66 субъектов РФ, включая 11 вице-губернаторов, 25 профильных региональных министров.
В программе XVIII Национального форума информационной безопасности "ИНФОФОРУМ-2016" (4-5.02.2016): №1 - тематическое заседание "Прогноз-2016. Что год грядущий нам готовит" №2 - секционное заседание "Проблемы международной информационной безопасности и вопросы правового регулирования в сфере информационной безопасности" №3 - секционное заседание "Системы хранения данных и цоды: вопросы защиты информации и обеспечения катастрофоустойчивости" №4 - секционное заседание "Импортозамещение и безопасность в сфере создания, развития и использования сетей связи" №5 - секционное заседание "Информационная безопасность перспективных технологий. Тенденции-2016" №6 - панельная дискуссия "СПО и решение вопросов информационной безопасности: за и против" №7 - секционное заседание "Электронный документооборот и электронное взаимодействие в открытом государстве" №8 - панельная дискуссия "Мобильная безопасность и управление безопасностью ит-инфраструктуры" №9 - секционное заседание "Подготовка кадров в сфере информационной безопасности" №10 - панельная дискуссия "Деловой клуб «Лицом на восток: ИТ и безопасность»" Докладчики и выступающие из аудитории отметили основные признаки системного кризиса в области обеспечения безопасности использования информационных и коммуникационных технологий:
1. Интенсификация координированных атак со стороны информационных войск недружественных стран в отношении государственных и частных организаций, систем управления и контроля производственных и иных процессов.
2. Частота возникновения вредоносного программного обеспечения в глобальном информационном обществе приводит к необходимости выпуска обновлений систем защиты уязвимых программ с частотой 1 раз в 12 секунд. Планируется переход от тактики "черных списков", которая "разрешает всё, что не запрещено", к формированию кибер-евгенического Стандарта "благонадежного поведения", отклонения от которого инициируют уничтожение подозрительных программных продуктов.
3. Массовое распространение профессионально изготовленных и привлекательных для потребителя услуг и продуктов, создаваемых кибермошенниками с целью похищения персональных данных и финансовых средств (платежные карты, сим-карты, бонусные и дисконтные карты).
4. С целью обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц планируется полная и обязательная замена бумажных кассовых чеков на электронные.
5. Проводятся эксперименты по организации тотального контроля ресурсов (основные и оборотные средства, кадры, время и др.) посредством интеграции информационных систем "Умный дом", "Умный город", "Электронные услуги" с "Интернетом вещей" и распределёнными системами оперативного управления силовыми структурами.
6. Происходит массовое закрытие компаний, деятельность которых связанна с информационно-коммуникационными технологиями, что приводит к перераспределению ресурсов и их контрпродуктивной централизации.
7. На фоне деклараций о необходимости импортозамещения производятся:
поставки в Россию обладающего недокументированными свойствами иностранного оборудования связи (Huawei) компаниями Ростелеком и Мегафон (по $600М каждая);
массовая фальсификация этикеток с указанием мест происхождения комплектующих;
принудительная замена программного обеспечения западных производителей на отечественные аналоги в системе Госзакупок с последующей необходимостью организации профессиональной переподготовки кадров.
8. Профессиональная подготовка в сфере информационной безопасности в ВУЗах переводится в компетенцию оборонных ведомств.
9. Вопросы дидактики и педагогики в планируется свести к проблемам организации стандартизации деятельности, аккредитации учреждений и сертификации кадров. История, философия, и научная методология на ИНФОФОРУМЕ-2016 не рассматривались.
В работе ИНФОФОРУМА приняли участие сотрудники Лаборатории мультимедийных технологий Биофака МГУ имени М.В.Ломоносова и проекта МАСТЕР-МУЛЬТИМЕДИА. Аудиовизуальные записи наиболее интересных докладов ИНФОФОРУМа будут публиковаться на тематических сайтах информационного континуума проекта МАСТЕР-МУЛЬТИМЕДИА.